« Обзор поэмы Корсар Джоржа Байрона. | Главная | Рецензии на новеллу Превращение Франц Кафка. »
Написал: admin | Дата: 8 февраля 2017 | Категория: Иоганн Вольфганг Гёте
Каждое произведение большой литературы можно условно охарактеризовать наличием двух пластов. Первый, так называемый пласт, актуальности проявляется тогда, когда произведение затрагивает нерв времени и соответствует его текущим запросам и потребностям. В нем только для передачи описывается и захватывается дух времени. Таким был и «Вертер». Всего несколько слов о его популярности: Робеспьер носил такую же одежду, как и Вертер; Наполеон где-то семь раз перечитывал роман и египетский поход держал при себе.
Европа полностью подражает Вертеру, а пираты перепечатывают его многотысячными изданиями. Гёте никогда не будет иметь подобного успеха. Гёте удалось точно запечатлеть типаж, но сегодня его герой воспринимается, как наивный, экзальтированный и очень болезненный малый. Для той эпохи это был реальный тип. Следует также помнить и о социальной обстановке: Вертер незауряден, талантлив и он уже вырос из штанишек, предлагающих ему обществом с его предрассудками и условностями. Наверное не зря Гёте подал и воспринял данную обстановку как трагедию поколения. Так и произошло. И Гёте только благодаря колоссальному таланту усугубил эту трагедию.
Второй пласт – архетипический, общечеловеческий и вневременной. Этот пласт притягивает тем, что заставляет читать не как памятник эпохи, читать через века, через поколения, через культуры и через народы. Все то, что соответствует запросам и проблемам человека как такового. Как правило, данный пласт возвышается над первым. Великий художник способен все сиюминутное, актуальное изобразить как вневременное, и общечеловеческое раскрыть на материале современности. Как же все-таки в романе «Страдания юного Вертера» первый пласт обрастает вторым и как они объединяются.
Противоречивость главного героя.
Типаж Вертера представляет собой человека с маниакально-депрессивными расстройствами. Этот человек сердца способен обостренно чувствовать, тонко воспринимать. Его поэтическая натура заставляет его искаженно видеть весь мир. Такие люди из-за своей природы вообще не могут трезво оценивать реальность, и зачастую приписывают людям качества, не присущие им. Поэтому он влюбился в заурядное дитя бюргерской среды – Лотту. Но, скорее всего он полюбил придуманное им отражение в себе.
В этом случае возникает другой вопрос, как таким людям устроиться и найти себя в социальной среде, в мире. К сожалению, описанное общество закрепощает человека, не позволяет ему развивать и воплощать свой талант. Только в обществе может реализоваться личность, но Вертер лишь из-за своей личностности не может реализоваться. Вертеру не хватает храбрости, чтобы пойти против всех. Он, безусловно, не превращается в такого, как все, но он полностью замыкается на своих ощущениях к Лотте, а, правильнее – на самом себе. И нелепый, слабый протест обиженного человека выражается в самоубийстве. Следует отметить, что Гёте при всей своей глубине довольно прост и прозрачен, поэтому ясно и точно читается мысль, витающая над романом.
You must be logged in to post a comment.
Многие писатели и поэты оставили после себя не только свои литературные произведения, но и не менее значимые, письма своим возлюбленным. Переписка таких поэтов и писателей, как Лорд Байрон и Вольтер открыла перед их читателями новые грани их таланта. К сожалению, многие письма и записки подобного характера уничтожались, и до нашего времени дошло небольшое количество этих произведений.
Комментирование запрещено
Комментирование этой записи запрещено.