Категории

Архивы

« | Главная | »

Художественное своеобразие байроновского Дон-Жуана.

Написал: | Дата: 8 июня 2017 | Категория: Лорд Байрон

Дон-Жуана Байрона нельзя назвать сформировавшимся человеком, поскольку он находится в процессе становления, поэтому сразу возникает желание вспомнить о просветительском романе. Тем более уместно отметить связь с предшествующим столетием, к которому приурочено время действия, заканчивающегося во время французской революции. В таком случае,  в какой степени герой Байрона соответствует просветительскому идеалу, и можно ли его считать «естественным человеком». Как минимум, второе отличие байроновской трактовки характера Дон Жуана заключается в том, что герой почти совсем не похож на того, кто способен расставлять коварные сети, сплести хитроумную интригу, так как он искренен и прямодушен. В нем сохранились эти естественные черты благодаря воспитанию, проводимому по строгой системе, на которое донья Инесса —  мать Дон Жуана, положила немало сил.

Популяризация образа неумолимого распутника.

Но, все-таки в характере Дон Жуана природа побеждает воспитательную систему. Герой совершено не может противиться страстям, увлекающим его настолько сильно, что он старается неизменно следовать им. При этом он не вспоминает  не о школьных, не  о  жизненных уроках, несмотря на то, что последние оказались довольно жестокими для него. В «Дон-Жуане» довольно скоро обнаруживается то, что чем больше события начинают подсказывать традиционные романтические отношения, тем автор откровеннее их отвергает. Сам Байрон утверждал, что основная цель поэмы состояла в том, чтобы разоблачить «мишуру чувств», тех самых чувств, благодаря которым он завоевал общеевропейскую славу романтика. То, что ранее казалось высоким и значительным, сейчас снижается, развенчивается, представляется лишенным своего бутафорского величия.

Безусловно, есть трогательные страницы в поэме, посвященные любви Гайдэ и Жуана, но только они оказываются эпизодом, тонущим в общей атмосфере иронического повествования, которое  сейчас убеждает читателей не в трагической силе вечной, единственной любви, а в том, что открытость первого естественного чувства тускнеет, разменивается в калейдоскопе любовных интриг. Но, если для Гайдэ такой исход означал конец жизни вместе с тем, то для Жуана он послужил началом новой жизни, т.е. жизни человека, способного быстро постигать науку легких побед и безразличия.

Дон Жуана подхватывает волна обстоятельств, и продолжает его нести, и забрасывает его, то в гарем турецкого паши, то под Измаилом в лагерь Суворова, то ко двору русской императрицы, и наконец, в Х песне он попадает в Англию, и здесь остается до того момента, пока действие не обрывается на XVII. Байрон в противовес тезису Шафтсбери и Руссо — философов XVIII века о том, что доброе начало не изменяется в человеческой душе, представляет героя, приобретающего под влиянием обстоятельств некую циническую мудрость наряду с жизненным опытом. Поэт показывает то, что Дон Жуан следует по верному пути успеха, при этом он не руководствуется ни какими бы то ни, было расчетами, ни соответствующими корыстными намерениями.

Комментирование запрещено

Комментирование этой записи запрещено.

You must be logged in to post a comment.

Общая информация

Многие писатели и поэты оставили после себя не только свои литературные произведения, но и не менее значимые, письма своим возлюбленным. Переписка таких поэтов и писателей, как Лорд Байрон и Вольтер открыла перед их читателями новые грани их таланта. К сожалению, многие письма и записки подобного характера уничтожались, и до нашего времени дошло небольшое количество этих произведений.

Сентиментальный роман