« Юная любовь вовсе неюного Льюиса Кэрролла. | Главная | Франц Кафка: жизнь в тени отца. »
Написал: admin | Дата: 22 декабря 2015 | Категория: Лорд Байрон
В поэме Байрона «Шильонский узник» герой-рассказчик повествует о том, как его терзала Участь невольника, прикованного к колонне, как медленно на его глазах погибали узники, прикованные к соседним колоннам и два его любимых брата, но ко времени его освобождения степень его свободы изменилась, и его просто перестали тревожить оковы земной тюрьмы. Как обычно, Байрон представляет Шильонского узника, как бунтаря, борющегося против всего существующего миропорядка. У Байрона бунтующий герой появляется даже в тех местах, где писатель интерпретирует библейский сюжет, как, например, в пьесе Байрона «Каин».
Сюжет.
Каин, по библейской интерпретации, является первым убийцей на земле. Но, Байроновский Каин представляет не только первого убийцу на земле, но он еще и первый бунтарь на земле. Он не может так же, как его родители и брат Авель, восторженно воспринимать всеблагого Бога и быть благодарным ему за то, что он из рая изверг его родителей за грех познания. Но, согласно тексту Библии, злодеяние библейского Каина вряд ли можно оценивать как богоборческий бунт. Вероятнее всего, просто сам библейский сюжет символизирует первое злодеяние на земле, от которого начались все последующие злодеяния.
Ведь не случайно Бог, прокляв Каина, оставил его жить, а также каждому дал заклятие, кто убьет Каина, тот всемеро отметится. Господь сделал Каину знамение, чтобы никто из встретивших его людей, не посмел его убить. Кроме того, Бог дал возможность Каину продолжать свой род. В библейском тексте довольно скупо описывается само убийство, и приходится только догадываться о мотивах, которыми руководствовался библейский Каин, поэтому, можно сказать, что библейский текст предоставляет широкие возможности для того, чтобы его домыслить. Безусловно, можно домыслить и бунт Каина против Бога, который, по мнению Каина, почему-то поступил несправедливо, и не принял его жертвы, однако он принял жертву из рук Авеля.
Но, может быть правильнее, к данному убийству подойти по-другому, как к проявлению ревности Каина к снисканию божьей благосклонности, и ненависти совсем не к Богу, а к перехватившему эту благосклонность, то есть к Авелю. Байроновскому Каину удается вырваться из тисков все забывающей веры, и он уже начинает задавать вопросы. В художественном мире байроновской пьесы в роковую секунду первого убийства на Земле сталкиваются две правды Авеля и Каина. Нельзя не отметить, что в пьесе «Каин» Байрона описываются богоборческие мотивы.
Байроновский человек, бросая вызов самому Богу, становится романтическим героем на этом пути, Таким образом, в байроновской пьесе возникает еще один традиционно романтический герой в виде образа романтического злодея, или независимой и свободной личности, противостоящей законам и нормам человеческого бытия, попирающей их. Безусловно, в художественном мире романтические злодеи так же не одинаковые. Байроновский Каин представляется с симпатией, он его изображает человеком, только чуть-чуть, приподнявшегося над законом, и лишь после того, как он усомнился, что сотворил злодеяние, неведомое до этого на Земле, он только после свершения его осознает истинный символ.
You must be logged in to post a comment.
Многие писатели и поэты оставили после себя не только свои литературные произведения, но и не менее значимые, письма своим возлюбленным. Переписка таких поэтов и писателей, как Лорд Байрон и Вольтер открыла перед их читателями новые грани их таланта. К сожалению, многие письма и записки подобного характера уничтожались, и до нашего времени дошло небольшое количество этих произведений.
Комментирование запрещено
Комментирование этой записи запрещено.