« Творческий расцвет Френсиса Скотта Фицджеральда. | Главная | Гюстав Флобер: от романтизма к скептицизму и пессимизму. »
Написал: admin | Дата: 22 августа 2017 | Категория: Александр Блок
В русской литературе в конце XIX — начале XX века появилось направление, названное «символизмом». Владимир Соловьев, являющийся теоретиком символизма, его основные принципы сформулировал таким образом. С одной стороны, принцип Вечной Женственности, поскольку символисты ожидали новую Богоматерь, являющуюся синтезом Марии, матери Христа, и скромную, обычную девушку. С другой стороны, он утверждал, что «земная жизнь несовершенна», из-за чего возникало вечное подсознательное стремление к ирреальному, Небесному. Также напрямую с ним связано и такое утверждение символистов: в реальной жизни подавлена любовь, а Вечная Женственность является олицетворением любви.
Использование теории В.Соловьева в творчестве А.Блока
Александр Блок не только довольно много использовал из теории Владимира Соловьева, но и положил ее в основу своего творчества. Также следует отметить, что поэтом было многое переосмыслено. Поэтому лирический герой Блока является не столько типичным героем символизма, а сколько синтезом его с личностью самого поэта. Если данного героя рассматривать в общем, и не разделять его образ на разные сборники поэта, то можно довольно легко определить черты, не изменяющиеся в течение всего творчества Блока. Лирическому герою Блока свойственна интеллигентность, чистота души, и ему противна обыденность реальности и пошлость. Безусловно, герой автора, владея всеми вышеперечисленными качествами, ярко выделяется из толпы, способен понять всю правду об окружающем мире и заметить то, чего другие не видят.
Герой поэта во многом это сам Блок, но только он после пережитой трагедии, духовной смерти смог снова возродиться для «безумной жизни». Лирический герой с каждым новым сборником поэта становится все более и более сложным и трагичным образом. В первом сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» очень ярко проявляется единство реалистического и романтического, и бивалентность образа, характерная поэту. В сборнике «Распутья» у героя мировосприятие выходит за рамки интимного. Поэт интересуется жизнью в рамках реальности, происходящим вокруг, т.е. неотъемлемой частью чего он стал.
В сборнике «Город» его герой, несмотря на любовь к городу, смертельно устал от «зловонного кадила городской гари». Герой делает вывод, что Небеса не сойдут в этот город, поэтому он не для него. У Блока «Снежная маска» делится на 2 цикла: «Снега» и «Маски», при этом с героем происходит душевная эволюция от одного цикла к другому. В «Масках» герою поэта впервые пришлось пережить духовную смерть, а в «Снегах» он свободен и непокорен, и снисходит до земной любви, но при этом совершает трагическую ошибку. В мировоззрении поэта сборник «Страшный мир» является новой гранью. Блок, вернувшись к жизни, старается возвратиться к страсти в сборнике «Кармен». В каждом стихотворении жизненный опыт влияет на образ героя. В последнем этапе творчества Блока его герой является не героем Символизма, а скорее всего, собрание всего перечувствованного и пережитого поэтом.
You must be logged in to post a comment.
Многие писатели и поэты оставили после себя не только свои литературные произведения, но и не менее значимые, письма своим возлюбленным. Переписка таких поэтов и писателей, как Лорд Байрон и Вольтер открыла перед их читателями новые грани их таланта. К сожалению, многие письма и записки подобного характера уничтожались, и до нашего времени дошло небольшое количество этих произведений.
Комментирование запрещено
Комментирование этой записи запрещено.